Материал повествует об авторских методиках количественной диагностики нарушения развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Приводятся сведения об исследованиях взаимосвязи сенсомоторики и речи у детей, а так же информация об успешных результатах применения сенсомоторного тренажера Артамонова для улучшения речи ребёнка.

На основе статьи

Е. Горбунова, В. Юсупов, А. Артамонов. 

"Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста"

"Дошкольное воспитание", август 2016

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Как правило, движения детей с нарушениями речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания и коммуникации. У детей дошкольного возраста это выражено наиболее ярко.

обложка журнала "Дошкольное воспитание" , август 2016Тесная связь между мелкой моторикой и развитием речи обусловлено на анатомическом уровне в силу того, что больше трети площади проекции двигательной активности занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко к речевой зоне.

Более конкретные примеры указывают, что у значительного большинства детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.

В качестве исследуемых групп детей мы выбрали группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), и детей с общим недоразвитием речи (ОНР). У этих групп детей четко выражены нарушения речи, но при этом не обнаружено неврологических отклонений, которые бы смогли повлиять на ход наших исследований.

Для оценки степени недоразвития мелкой моторики использовался тренажер мелкой моторики, разработанный в Центре Сенсомоторики. Перед началом тестирования ребенок, в течение 10 минут, вместе с логопедом, пробует раскрывать и закрывать разные элементы на тренажере. Логопед рассказывает ребенку последовательность выполнения задания, проверяет, как ребенок понял его слова. Так же ребенку сообщается, что в случае затруднения выполнения задания, ребенок может перейти к другому заданию не закончив, или не начав выполнять прежнее задание. Так же ребенок может попросить логопеда помочь выполнить задание. Об этом ребенок информируется перед началом испытания.

Исследование нарушений мелкой моторики у детей выявило общую закономерность. Наибольшее время выполнения задания было связано со шнуровкой. Так, большинство детей, частично справлялись с этим заданием в течение 70 секунд. Далее по трудности исполнения было использование таких элементов фурнитуры, как рамки и карабины, в среднем дети справлялись с таким заданием за 35 и 33 секунд, соответственно. Однако эти элементы не часто встречаются на одежде детей. Но умение ими пользоваться является важным в повседневной жизни. Так же некоторые трудности возникают у детей с использованием молний, особенно металлических и со свободным концом. На них дети тратили до 20 секунд.  Стоит заметить, что эти результаты были получены при использовании тренажера. В случае, когда дети пытаются одеваться сами, эти временные показатели увеличиваются в несколько раз, так как возрастает сложность выполнения действий. Поэтому так важно обучать детей на тренажере, чтобы действия выполнялись автоматически. Эти навыки являются одними из первых в бытовой адаптации детей.

По нашим предварительным данным каждый 10-й взрослый человек не может завязать бантик с использованием шнурков. Конечно, отсутствие этого навыка у взрослых людей является результатом недоразвития бытовых навыков мелкой моторики в детстве.

В ходе эксперимента нами была выявлена взаимосвязь  между степенью развития мелкой моторики  и уровнем речевого развития у разных групп детей с нарушениями речи. Было показано, что разработанные нами инструменты и методы исследования адекватно описывают параметры развития мелкой моторики и речи и могут применяться широким кругом специалистов дошкольного воспитания в силу простоты использования и доступности.

Эффективная диагностика нарушения развития мелкой моторики и речи является важнейшим элементом дошкольного воспитания детей. Такая диагностика позволяет скорректировать методы, используемые для улучшения речи и мелкой моторики у детей. В силу того, что нами, как и другими авторами, была показана взаимосвязь между нарушениями развития мелкой моторики и речи, мы предлагаем обратить внимание на то, что для более эффективного развития речи, необходимо развивать и мелкую моторику.

С полным текстом статьи можно ознакомиться по адресу:
http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2016_08/4.pdf